Все началось с того, что надзорные органы в США потребовали от Volkswagen объяснений по поводу расхождений в результатах тестов дизелей и реальных показателей. Информация компании показалась неубедительной, после чего концерну дали понять, что модели 2016 года не получат сертификат, пока представители VW не расскажут, что на самом деле происходит.
Концерн Volkswagen оказался в центре экологического скандала — в начале недели представители компании признали, что популярные модели с дизельными моторами 2.0 TDI были оснащены системами обхода тестов на количество вредных выбросов.
Агентство по охране окружающей среды (EPA) первым заявило о ситуации с VW, вскоре к разбирательству подключился американский Минюст, которые завел уголовное дело. Позже стало известно, что власти Германии и Южной Кореи начнут собственное расследование в отношении VW.
Все началось с того, что надзорные органы в США потребовали от Volkswagen объяснений по поводу расхождений в результатах тестов дизелей и реальных показателей. Информация компании показалась неубедительной, после чего концерну дали понять, что модели 2016 года не получат сертификат, пока представители VW не расскажут, что на самом деле происходит.
В конечном счете Фольксвагену пришлось раскрыть все карты — компания призналась, что дизельные автомобили 2009-2015 модельных годов оснащены обходными устройствами, которые «душили» двигатель для соответствия экологическим требованиям только во время соответствующих тестов — электроника сама выявляла такие ситуации. К примеру, определенное сочетание скорости вращения колес и количество поворотов руля указывало на то, что машина стоит на динамометре, а не едет по дороге.
В повседневном режиме экологические ограничители не действовали и количество выбросов оксида азота превышало нормы в 10-40 раз в зависимости от модели. В данном случае речь идет об оснащенных моторами 2.0 TDI (кодовое обозначение EA 189) автомобилях Beetle, Golf, Jetta, Passat и Audi A3. Сейчас СМИ пишут о грядущей проверке и других дизельных моторов концерна на соответствие нормам.
Еще в момент своего первого появления в 2009 году мотор 2.0 TDI привлек много внимания со стороны представителей автоиндустрии — никому, кроме VW, не удавалось совместить высокую мощность с низким расходом, при этом сохранив допустимые законом показатели выброса без применения фильтра с мочевиной.
«Обманная» система позволила VW продавать машины с мощными дизельными моторами и низким расходом топлива, оставаясь в рамках закона. В независимых тестах Фольксвагены с TDI демонстрировали удивительную топливную эффективность — машины проезжали на одном галлоне солярки расстояние на 12% больше заявленных федеральными ведомствами показателей.
Ситуация продолжает развиваться. Известно, что VW ожидают серьезные санкции и кадровые перестановки — пока речь идет о штрафе в $37,5 тысячи за каждую из 482 тысяч проданных в США дизельных машин (около $18 млрд в сумме). Деловые СМИ сообщают, что скандал может стоить поста нынешнему главе концерна Мартину Винтеркорну, который недавно опубликовал видеообращение и попросил прощения за случившееся.
Глава VW в США Майкл Хорн охарактеризовал ситуацию еще проще. «Мы полностью облажались. — сказал топ-менеджер. — Теперь нужно исправить ситуацию и найти понимание у правительства, общественности, наших клиентов и дилеров». С момента начала скандала акции концерна подешевели почти на 40%. Капитализация VW за несколько дней снизилась на $14,5 млрд.
Компания уже заявила о намерениях отозвать все 11 миллионов автомобилей с потенциально «грязными» дизелями, на что потребуется около $7,2 млрд. Только в США отказ от установки фильтрующих элементов на основе мочевины сэкономил компании около $200 млн — по $400 за одну машину.
Теперь VW стоит перед выбором — оснастить все отзываемые машины фильтрами с мочевиной за свой счет или включить электронные ограничители, которые снизят мощность машин и увеличат расход, уменьшив таким образом главные преимущества дизелей Фольксвагена в глазах потребителей.
Дополнение. Глава Volkswagen Мартин Винтеркорн официально подал в отставку. «Фольксвагену нужно начать сначала. Своим уходом я освобожу путь для нового старта», — сказал он.
Топ-менеджер добавил, что шокирован событиями нескольких последних дней. По его словам, он не ожидал, что нарушения могли иметь такой большой масштаб.